Весёлый вечер.
Развлечение для детей старшей группы.
Программное содержание: формировать у дошкольников интерес к русской народной культуре в процессе ознакомления с праздником — Коляда.
Материалы и оборудование: костюмы Лешего, Бабы-яги, противень с пирожками, печь, дом Бабы-яги, «волшебный мешочек» с картинками для гадания, звездочки - пайетки по количеству детей, угощение.
Использованная литература: Открытые мероприятия для старшей группы. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», авторы-составители: А.В. Аджи, Н.П.Кудинова, стр 88-90, «Щедрый вечер» праздник для детей.
Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале. Звучит веселая музыка. Выходят дети в масках – ряженые.
*Коляда, коляда,
Золотая голова.
Приходила коляда
Всем добра вам принесла.
*Как зашли мы, зашли,
Да в хорошую хату.
Да в хорошую хату.
Здравствуйте, ребята!
Щедрый день; добрый день!
*Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
На новый год, на новое счастье
Уродись пшеничка
На поле – снопами,
На столе – пирогами.
*Праздник нынче, балаган,
Радость без оглядки ...
Собралась здесь детвора,
Будем петь колядки
Коляда, коляда, выходи со двора.
Хозяйка. А вы знаете, что такое «Коляда»? Это слово - «Коляда» произошло от греческого слова «коленда» - так называли дни, когда выполнялись обряды, приносящие семье благополучие. В эти дни люди готовили богатое угощение и ждали в гости ряженых с пожеланиями добра и достатка. Считалось плохим знаком, когда в дом не приходили ряженые – это означало, что весь год семья будет плохо жить. Поэтому ряженых всегда ждали, не скупились на угощение, на приветливое слово. А ряженые готовились заранее, шили костюмы, готовили маски.
Надевает маску.
Можно меня так узнать? (ответы детей) А когда можно узнать человека в маске и костюме?(ответы детей) Правильно, когда он заговорит, начнёт двигаться. Вот мы и попросим у нашей коляды благополучия и достатка.
Хоровод по показу «Ой, заинька, ой, серенький
Хозяйка. Фу-фу! Нечистой силой пахнет. Ну как же я забыла? Ведь под Новый год вся нечистая сила пошалить любит. Что же теперь делать?
Ряженые, помогите!
Ряженый-ребёнок. Э-э-э, тут хитрость нужна. Ведь нечистая сила — она курочек, уточек любит! Давайте-ка станцуем танец «Маленьких утят».
Дети танцуют, дверь приоткрывается, высовывается голова Бабы-яги.
Баба-яга. А-а-а! Опять обманули! Целый день сплошное надувательство! Никому нельзя верить!
Хозяйка. Ой, да это настоящая Баба-яга! Это кто ж тебя обманул, бабушка?
Баба-яга. Да кто? Нечисть всякая: Леший, Кощей, Кикимора опять же болотная. Обещали подарки принести.
Хозяйка. Кому?
Баба-яга. Как кому? Мне! День рождения у меня! Так старалась! Готовилась! А никто и не подумал прийти! Обидно! Нечисть она и есть нечисть! Уж я им всем покажу! (грозит кулаком в сторону двери)
Хозяйка. Бедная Баба-яга! В свой день рождения – одна. Тут всякий обидится и плохим станет. Ребята, чем мы можем ей помочь? (ответы детей) Мы твоему горю поможем. Посмотри, чем мы не гости? Ребята красивые, нарядные, веселые.
Баба-яга. И то правда. А плясать со мной будете?
(Под русскую плясовую дети танцуют вместе с Бабой-ягой.)
Баба-яга. Вот и ко мне настоящие гости пожаловали! Чем только их угощать? Пора, поди, пироги в печь ставить.
(Баба-яга берет лист с пирожками, пытается поставить в печь. Из печи: «Апчхи!»)
Баба-яга. Фу ты, Леший!
Леший.
Здесь я!
Коляда, коляда!
Ты подай пирога!
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину.
Или курицу с хохолком,
Петушка с гребешком.
Или сена сноп,
Иди ко мне пирожок!
Хозяйка. Не давайте ему ничего! Пусть сначала с ребятами поиграет!
Леший. Ух, какие все хорошенькие, кого же выбрать?
Игра «Жмурки».
Лешему завязывают глаза. Под музыку он пытается поймать детей. После игры угощают Лешего пирожками. Он благодарит и уходит.
Баба-яга (Хозяйке). Что это у тебя?:
Хозяйка. Снегу маленько растопила. Кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится. (Брызгает на ребят)
Хозяйка (Бабе-яге). А ты. Баба-яга, не хочешь с ребятишками поиграть?
Баба-яга. Я им лучше погадаю.
Хозяйка. А как?
Бабa-яга. Вот у меня мешочек волшебный, в нем разные предметы!
Каждый вытащит из мешочка картинку и узнает, кем он станет в будущем.
(Ножницы — парикмахер; иголка — портной; знак дорожный – полицейский; книга — библиотекарь; краски – художник, машина — водитель; монеты — банкир; музыкальный инструмент — музыкант и т. д. )
Бабa-яга. У меня еще один сюрприз остался. Я тут по дороге звезд нахватала.
(Достает из кармана пригоршню звезд.)
Хозяйка. Что же ты будешь с ними делать?
Баба-яга. Примета есть — если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Есть же у ребят желания заветные? (ответы детей) Ловите звёзды! Загадывайте желания! Только берегите звездочки. А то желание не сбудется. (Бросает детям звездочки.)
Хозяйка. Спасибо тебе, Баба-яга, за веселье и смех, за радость, которую доставила нашим детям!
Баба-яга. А вот и пироги поспели, угощайтесь гости дорогие, лучше гостей у меня никогда не было (угощает детей пирогами)
Ряженые-дети.
*За привет, за угощенье
Примите наше поправленье!
И дай Бог вам, господа,
Здоровья на долгие года!
*Ай, спасибо тому,
А кто в этом дому!
Спасибо этому дому!
(Поклон)
Пойдем к другому!
(Уходят под звучание русской народной мелодии)