Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекционирование как форма познавательной деятельности дошкольников.

скачать презентацию

Идеи для сбора разных коллекций в группе возникла не сама по себе - её подали дети, так как очень часто приносят с собой в группу разные предметы не очень похожие на игрушки, но которыми им нравится играть. Я предложила детям приносить различные интересные предметы и собирать из них сходные по определённому признаку группы. В группе, начали создаваться небольшие коллекции разных, на первый взгляд ненужных предметов. Таким образом, мы помогли родителям избавляться время от времени от «ненужных» на первый взгляд предметов для взрослых, но так «необходимых» детям. А дети с каждой новой коллекцией становятся активнее, любознательнее. Заняться сбором коллекций мы решили после нового года, а так как коллекционирование, это деятельность детей старшего возраста, то наши коллекции просты и функциональны. В средней группе у детей уже возникает много различных интересов, вопросов, часто очень интересных и необычных и не так легко решаемых. Объем информации об окружающей действительности возрастает. Однако возможности ребенка получить информацию без помощи взрослого невелики и сущность познавательного интереса заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не использовать готовую информацию о них(дети хотят потрогать, увидеть…). Для формирования такой познавательной активности дошкольников и существует коллекционирование.

Актуальность:

У детей 5 года жизни наблюдается большой интерес в получении знаний и представлений об окружающем мире. Но у ребёнка нет соответствующих навыков и умений самостоятельно добывать эти знания, поэтому очень важна роль окружающих взрослых, которые помогут ответить на детские вопросы.

Одним из наиболее интересных способов поддержания познавательного интереса дошкольников к окружающему миру, является коллекционирование.

Коллекционировать можно и природный материал (гербарий, ракушки, камни и т. п., и предметы рукотворного мира (модели автомобилей, фарфоровые фигурки, мягкие игрушки, расписные ложки, календари, марки, значки, предметы истории (открытки, предметы быта).

Родителям стоит лишь подметить увлечение ребёнка, предложить начать собирать коллекцию, отвести самое лучшее место в серванте или на полке, рассказать о своих детских коллекциях, показывать всем гостям, пусть ещё небольшую, но бережно хранимую коллекцию своего ребёнка. Так, незаметно для ребёнка и для себя эта затея станет очень увлекательной и, может быть, на долгие годы. Главное, делать это увлечённо и эмоционально. Ребёнок, в дальнейшем, будет сам проявлять инициативу по пополнению своей коллекции. А если он увидит и другие коллекции, то проявит ещё больший познавательный интерес к окружающему миру.

 

Цель: Развивать познавательные способности и познавательный интерес через коллекционирование.

 

Задачи:

1.Расширять кругозор, развивать познавательную активность,любознательность;

2.Формировать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

3.Приучать ребенка к аккуратности, усидчивости в работе с материалом.

 

План работы:

Свою работу решила спланировать поэтапно:

1 Знакомство с конкретными представлениями о коллекционировании у детей и родителей;

2 Накопление и сбор материала для коллекций;

3 Использование коллекций в совместной деятельности с детьми;

4 Организация собственных выставок и коллекций детей.

 

 

Формы и методы работы с детьми:

  • Индивидуальные выставки детей
  • Беседы с детьми
  • Использование ИКТ (просмотр презентаций)

 

Чтобы помочь родителям понять, что собирательство чего-то дело нужное, необычное, интересное, я предложила им посмотреть наши уже имеющиеся групповые коллекции (ткани, бумагу, пробки…), предложила создать совместные коллекции родителей и детей, что поможет создать или закрепить уже имеющиеся дружеские взаимоотношения родителей и детей, и родители помогают своему ребенку в сборе коллекции.

Работа с родителями:

создание анкет

родительские собрания,

консультации,

индивидуальные беседы, на которых формирую представление:

– о значимости коллекционирования.
– о том, что может быть предметом коллекционирования.
– Показывать и рассказывать о способах коллекционирования.

Почему именно коллекционирование?

У детей с раннего возраста заложена способность к поиску, к собирательству.

Если не развивать такую способность, она со временем исчезнет. Во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность.

В третьих, можно приобщить к коллекционированию взрослых, родителей.

Пусть они занимаются общим делом, находят общие интересы и решают их в тесном сотрудничестве с ребенком.

Во время сбора коллекций мы вместе с детьми придумали правила и стараемся выполнять их.

  1. Правило доступности предметов всем детям. Возможность их легко рассматривать и играть с ними. Мы разместили коллекции в уголке для экспериментирования на полочках.
  2. Правило своего места: На коробочки, папки с материалом наклеили рисунок с изображением данной коллекции, чтобы дети могли ее легко найти.
  3. Правило безопасности: Играть под присмотром взрослых коллекциями пуговиц, бусинок и других мелких предметов. Не пихать их в нос, уши, не брать в рот, не кидаться.

Некоторые из коллекций подходят для изучения свойств предметов, явлений окружающей среды, определения формы и величины.

Предполагаемый общий результат:

1.Расширится кругозор детей.

2.Предметы коллекции придадут своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству.

3. В процессе коллекционирования у детей сформируются такие качества, как внимание, гибкость и нестандартность мышления, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей, развивает их познавательную активность. В процессе собирания различных вещей сначала идет процесс накопления знаний о данных предметах, далее информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.