Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родительское собрание

Тема: «Что должны знать родители о детской депрессии»

Цели:

  • Познакомить с основными признаками и причинами депрессии у детей.
  • Актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей;
  • Поговорить о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

Ход собрания

 

Психолог. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о детской депрессии. Часто ли Вы задумываетесь над тем, что происходит с Вашим ребенком, когда замечаете, что ребенок стал молчаливым, задумчивым? Когда ребенок стал плаксивым и чрезмерно капризным? Когда ребенок стал длительное время сидеть и смотреть в одну точку? Когда он ничего не хочет делать? Когда он не реагирует на Ваши слова, обращенные к нему?

(Высказывания родителей)

Внимательный родитель всегда заметит подобные изменения и забеспокоится. Правда?

Что же происходит и почему поведение ребенка так изменилось?

Конечно, причин такого поведения может быть достаточное количество, но одной из них является детская депрессия. Что это такое?

Депрессия в общедоступном смысле этого слова – изменение физического и психического состояния человека в результате воздействия на человека какого-то психотравмирующего фактора. Это может быть ссора с близкими людьми, это может быть ревность по отношению к кому-то из окружения человека, это может быть боязнь предстоящих изменений в жизни и т.д.

Определение детской депрессии практически не отличается от основного ее определения, но отягощающим фактором, на который следуют обратить внимание, является неустойчивость детской психики, неразвитость всех психических функций. Важно знать, что по этой причине ребенок переживает произошедшее сильнее и протекает депрессия гораздо тяжелее, если ему не оказана своевременно соответствующая помощь по решению ситуации и устранению, либо изменению психотравмирующего фактора.

Симптомы детской депрессии:

- могут проявляться на физиологическом уровне: боль внизу живота, головная боль, мышечная слабость, вялость, заторможенность в поведении, ухудшение слуха, нарушение стула, плохой аппетит, плаксивость и т.д.;

- могут проявляться на психологическом уровне: раздражительность, беспокойство, страхи без причины, вздрагивания, нарушение речи, памяти, внимания, нарушение сна, молчаливость, замкнутость, отвлеченность от происходящего и т.д.

Если Вы заметили в поведении ребенка хотя бы три из перечисленных явлений, Вам стоит задуматься о том, что происходит в жизни Вашего ребенка? Что может травмировать его настолько, что вызывает депрессивные явления?

 

Причины появления детской депрессии:

- причиной детской депрессии чаще всего становится появление второго ребенка в семье, когда Ваш малыш вдруг начинает чувствовать себя обделенным вниманием, ревнует родителей к младшему ребенку, переживает из-за взаимоотношений с родителями и ему кажется, что все про него забыли, что он никому не нужен.

- особенности взаимоотношений между родителями (ссоры между папой и мамой, ссоры между родителями и бабушками-дедушками, развод родителей, пьянство родителей), когда ребенок либо не понимает, что происходит в его семье, либо наоборот четко знает, что случилось, но не может объяснить причин происходящего.

- факторы смерти людей (родственников, близких людей, друзей семьи и т.д.) и домашних питомцев (собаки, кошки, птицы и т.д.), когда ребенок сталкивается с непонятной для него ситуацией ухода из привычной жизни кого-то родного.

- смена места жительства, смены дошкольного учреждения и любые другие изменения, которые повлекли за собой изменение в жизни ребенка, в его привычной жизненной ситуации, когда ребенок сталкивается со сменой ближайшего окружения.

- факторы наследственности, осложнений во время родов, беременности матери ребенка, когда выявить реальную причину сложно и ребенок впадает в состояние депрессии по абсолютно непонятным для себя причинам.

- разнообразные сложные заболевания, травмы, операции, когда ребенок длительное время не может вести привычный дня него образ жизни.

Виды детских депрессий:

 

Тревожная депрессия – ребенка могут мучить беспричинные тревожные ожидания, внутреннее беспокойство; ребенок не находит себе места, неусидчив. Тревога нарастает к ночи, часто сопровождается бессонницей.

Злобная депрессия – ребенок проявляет неудовлетворение окружающими и собой, становится недоброжелательным и придирчивым.

Вялая депрессия – ребенок становится ленивым и вялым, на все реагирует без эмоций, чрезмерно спокойно.

Соматизированная депрессия – характеризуется неприятными ощущениями в теле, рвотой, тошнотой, анорексией. Могут появиться нервные тики.

Субступорозная депрессия – ребенок практически не двигается, «замирает» и может в одной и той же позе на одном месте просидеть часами, отказываясь от еды.

Слезливая депрессия – ребенок становится плаксивым, слезливым, но общее настроение при этом не портится.

 

Что делать, если у ребенка депрессия?

Если вы у своего ребенка заподозрили депрессию, то постарайтесь проконсультироваться со специалистом (психологом, психотерапевтом, психиатром).

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот - безусловное принятие ребенка.Безусловно принимать ребенка - значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть (больные дети, дети с особыми потребностями).

Многие родители считают главными воспитательными средствами-наказание и поощрение. А это говорит об «условной любви»: что-то выполнил-хороший, чего-то не сделал-плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, то есть передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дрессуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка - это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в любви родителей к нему, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой».

Известный американский психотерапевт В.Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому человеку.

Удовлетворение потребности в любви и принятии - необходимое условие нормального психического развития детей. Если он не получает знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, то есть, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас задумывались над своими отношениями с детьми, об атмосфере, которая сложилась в вашей семье.

Я предлагаю вам выполнить 2 теста. Мы не будем обсуждать, и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами.

Тесты очень простые. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

 

Тест «Кто я?»

Десять раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке.

Если некоторые родители задумаются и скажут, что 10 ролей - это много, подбодрите их, посоветуйте вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома, на даче ...

Когда работа закончена, родителям предлагается оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мама» или «Я папа». Если вы написали об этом в первую очередь, значит, родительская позиция для вас наиболее важна в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или очень загружены работой.

Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только предлагаем вам задуматься над тем, не потерялось в повседневной суете ваше главное предназначение - материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

 

Тест «Какой мой ребенок?»

Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком «плюс» или «минус», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать достоинством, но у вашего ребенка она настолько выражена (она постоянно раздает свои игрушки), что вы склонны считать ее недостатком. Будьте предельно откровенны с самим собой, иначе тест не имеет смысла.

Когда работа закончена, предлагается подсчитать, сколько получилось плюсов и минусов: «Если преобладают плюсы (не менее 8), то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Вы любите его, пытаетесь принимать таким, какой он есть. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинной привязанностью. «Слепая любовь» не поможет ребенку избавиться от имеющихся у него недостатков. Сначала их надо признать.

Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать своего ребенка наполовину плохим могут или критически настроенные родители, или недостаточно любящие.

Если же вы видите в ребенке в основном плохие качества, то ни о каком принятия и любви не может быть и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можно потерять главное - любовь и искренность ребенка.

Чтобы не допустить депрессию, старайтесь чаще общаться с ребенком и наблюдать за его играми, их сюжетом (какие роли берет на себя Ваш ребенок), чтобы контролировать ситуацию. Окружите его лаской, заботой, чтобы он не чувствовал себя забытым Вами и никому не нужным Рисуйте, играйте, гуляйте и беседуйте с ним, чтобы лучше понять внутренний мир ребенка, стать ближе для него и быстро реагировать на изменения в поведении. Слушайте вместе с ребенком классическую и популярную музыку, танцуйте, чтобы своевременно снимать напряжение. Учите ребенка узнавать и проявлять свои эмоции, чтобы ребенок мог получать эмоциональную разрядку в сложных ситуациях, не накапливая в себе негативные ощущения и впечатления. Всего Вам наилучшего.