Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ничто не обходится так дешево

и не ценится так дорого, как вежливость.

(М.Сервантес).

Работая долгие годы в дошкольном учреждении хочу обратить внимание на то, как современные родители приводят ребенка утром в детский сад. Если ребенок ходит в другую группу не считают нужным здороваться с остальными педагогами, и проходя мимо что-то буркнуть, это и есть утреннее приветствие. Ну а за территорией детского сада вообще пройти мимо с гордо поднятой головой, не проронив не слова и при этом вести своего ребенка за руку. В первую очередь подавая личный пример своему малышу. Ребенок, который каждый день радостно приветствует вас в детском саду, проходит вместе с родителем низко опустив голову или начинает смотреть на взрослых не понимая почему так «надо» делать.

Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Каждое новое поколение строит свою жизнь на основе того, что создавали старшие. Меняются вкусы, привычки, манеры, другими становятся костюмы, но хранятся ценности – правила человеческого общения, правила этикета. Сколько минуло веков, а люди все еще ценят и вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и уважение чужих обычаев.

Знание этикета – один из необходимых признаков воспитанности.

Воспитанный человек…Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в гостях – везде и всегда этикет создает оптимальные условия для контактов с людьми. И в наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить , как ваше поведение отражается на окружающих, помогает выявить собственные недостатки. И чем раньше мы будем обращать на это внимание, тем легче будет жить, общаться нашим детям. Вот по этому меня и заинтересовала эта непростая тема.

Нравственное воспитание в современных условиях может быть успешным лишь как сознательный, организованный процесс.

Этика- греческое слово (обычай, нрав), мораль- слово латинское (обычай, нрав) – они близки к значению русского слова «нравственность». Нравственность – одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Человек – существо моральное. Знание морали объясняется тем, что она представляет собой способность человека добровольно, по внутреннему побуждению, без всякого принуждения извне действовать во имя блага других людей. Не будь этой способности, человеческая жизнь в своих обычных формах была бы невозможной. Люди не были бы людьми в полном смысле этого слова.

Человеческое желание неразрывно связано с осмыслением ситуации. Человек должен уметь ограничивать свои желания, согласовывать их с желаниями других людей.

Важное значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие её духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении.

На основе потребностей и интересов создается целый мир чувств. Воспитание любых чувств должно включать в себя и формирование их нравственных компонентов. Возьмем например, чувство любви ребенка к родителям. Если последние стараются вызвать это чувство частыми подарками, неумеренными ласками и т.д., то оно приобретает эгоистический характер, в нем не разовьется нравственный элемент, а это отрицательно скажется на отношении ребенка к родителям, а затем вообще к людям, на всем его поведении.

Осознание в дальнейшем подростком качеств личности, стремление стать более самостоятельным в жизни, в формировании самого себя, недовольство своими недостатками, способствуют включение его в процесс самовоспитания. Часто воспитатели (родители) не учитывают стремление подростка к большей самостоятельности, а относятся к нему как к маленькому ребенку, жестко ограничивают его права.

Каждому возрасту в силу присущих для его уровня сознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром свойственны определенные возможности и особенности самовоспитания. Например, ребенок начинает осознавать, что факт конкретного поступка не соответствует его внутреннему миру: «Как плохо я поступил. Но почему я так сделал/?». И хорошо, если ребенок понял это, а если нет?

Конфликты с детьми, воспитателями побуждают ребенка искать пути утверждения своей самостоятельности вне сферы жизнедеятельности, организуемой воспитателями, делает его(ребенка) более восприимчивым к воздействиям окружения по месту жительства, к стихийным влияниям любой другой микросреды, кроме созданной воспитателем.

В случае отрицательного окружения подросток начинает формировать у себя черты героя этого окружения: грубость, жестокость, лицемерие и т.п. Следовательно, какую бы направленность не приняло самовоспитание в подростковом возрасте, оно остается ситуативным.

По одной из традиционных классификаций среди методов воспитания выделяют три группы методов: убеждения, упражнения, побуждения. Некоторые специалисты считают, что к этим методам можно добавить поощрение и наказание. Последние, скорее всего, - способы воздействия, но они не являются воспитательными воздействиями, сами по себе не воспитывают никаких нравственных свойств у человека. Выполнение нравственных форм ради поощрения или же из-за боязни наказания, т.е. внешнее выполнение своих обязанностей, не ведет к нравственному воспитанию личности. Иногда, не замечая того, мы травмируем ребенка, озлобляем, например, говоря: «Ты опять неправильно поступил! Как надо было сказать?» Ребенок отвечает правильно из-за боязни наказания. Постепенно это может озлобить ребенка, и он станет делать все наоборот. Поощрения способствуют самоуспокоенности, зазнайству, лицемерию. Ребенок, видя, что его могут лишний раз похвалить, поставить в пример другим – начинает зазнаваться, постоянно показывать свое «я». И в дальнейшем, если вовремя не обратить на это внимание, ребенок, если его не похвалят раз, другой, может стать тоже озлобленным, замкнутым в себе. На занятиях и вне занятий, в случае возникновения ситуации, следует обращать внимание детей на эти способы воздействия. Это можно сделать, прочитав рассказ, похожий на данную ситуацию, провести беседу, просмотреть фильм, иллюстрации, прослушать музыкально-литературное произведение и т.д. Ребенок сам найдет выход из ситуации. Следует не навязывать свою точку зрения, а выслушать ребенка и понять, почему он так поступил, а не иначе. Для осуществления процесса нравственного воспитания необходимо, чтобы деятельность в конечном итоге стимулировалась нравственными мотивами, стремлением ребенка осуществить нравственные нормы и принципы ради них самих, как внутренне принятых требований к самому себе.

БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ ВСЕГДА!

Подготовлено на основе

методических материалов О.Н.Демидовой