...Меню сайтаПоискКалендарь
Архив записейДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Педагогический проект «Моя малая Родина Усть-Уда»
Введение:
Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста: Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Для более успешной работы по патриотическому воспитанию я взяла метод проекта. Проект—это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых. Проект «Моя малая Родина-Усть-Уда» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки. Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
Актуальность темы проекта: мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Одним из перспективных методов, способствующих задач гражданско -патриотического воспитания дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.
предметно развивающей среды группы и знаний детей.
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Всё хорошее начинается с сродного дома и матери—хранительнице очага. Цель проекта: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников. Задачи проекта:
Предполагаемый результат Дети могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость; Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад; Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь. Повышение уровня патриотизма старших дошкольников. Получение первого опыта рефлексии (самооценки) Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомом о посёлке, исторических местах посёлка. В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого. Для настроенности на выполнение задания предлагаются темы, понятные каждому и важные для всех. «Мой дом – моя крепость» «Самый красивый дом» «Дом моей мечты» «Счастливый дом» «Сказочный дом» «Дом на самой красивой улице».
Глава 1. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи. Слово «патриотизм» образовано от греческого «патрис»- «родина». Преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета) . Поставив перед собой эту задачу, я столкнулись с серьёзной проблемой -недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста. На начальном этапе работы над темой мы столкнулись со следующими проблемами: -мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами; -отсутствие пособий, методики по приобщению к нашей малой Родине. -отсутствие наглядной информации: фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр, -систематизированного художественного слова. Мы должны продумывать, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, доступно показать связь родного села со всей страной. Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Усть-Уде, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река – всё то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы, педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест - родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России. Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу; - сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях. Помимо познавательных занятий предусмотрен ряд мероприятий. Материал проекта представлен блоками: -познавательно-краеведческим, -эколого-краеведческим -художественно-эстетическим, -физкультурно-познавательным. Результаты работы в ходе реализации проекта: - подобран литературный материал о малой Родине, сделан альбом со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле, стихотворения местных поэтов о селе Усть-Уда, о нашей реке Ангаре, пословицы и поговорки о труде, Родине. - приобретён и изготовлен иллюстративный материал по теме (Карта Российской Федерации, Символика России: это герб, изображение флага, изображение президента РФ-Путина В.В. ; - фотографии достопримечательностей нашего села; карта Иркутской области, герб. - изготовлены дидактические игры; Со всеми участниками проекта проведены различные мероприятия: - обсуждение проекта с детьми, педагогами, согласование с родителями (родители признали тему актуальной и приняли активное участие в реализации проекта) ; - проводятся познавательные занятия со старшими дошкольниками, беседы, экскурсии, целевые прогулки; - организация игровой деятельности (дидактических и словесных игр); - изготовление и демонстрация продуктов детской деятельности (организация выставок). Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории села, культуре малой Родины появились. Я считаю, что патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с родным селом, краем - не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.
Глава 2 Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - это и есть воспитание нравственно патриотических чувств у дошкольников. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Формы работы с детьми по проекту: 1.Целевые прогулки к памятникам боевой славы, улицам, экскурсия в музей. 2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. 3.Чтение художественной литературы—о защитниках родной земли, Отечества. 4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильма о подвигах русских людей. 5.Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего посёлка. 6.Встреча с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях «День матери», «День победы», «Папин праздник». 7.Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов.
Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По числу участников проекта: групповой (15-20, все желающие) По времени проведения: долгосрочный. По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум—библиотека. По профилю знаний: область социализация. По типу объекта проектирования: социальный.
План реализации проекта. Встреча и регистрация участников. Объяснение задания. Изображение своего дома. Здания, в которых работают родители. Монтаж рисунков и фотографий в альбом. Выставка, обсуждение альбома, придумывание названия. Этапы работы над проектом. 1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию. Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей посёлка Усть-Уда. Вопросы к детям: Как называется наш посёлок? Как называется улица, на которой вы живете? Что больше всего нравится в посёлке? Что изображено на флаге и гербе нашей Иркутской области? 2 – этап: Разработка проекта. Цель: довести до участников проекта важность данной темы. Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта. Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать? Подобрать литературу и иллюстрации по теме. Составить план мероприятий. Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации. 3 – этап: Реализация проекта. Познавательное развитие. Цель: Дать научно – достоверные знания об истории посёлка, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными. Формы работы: Просмотр фото, видеоматериалов о посёлке Усть-Уда. Экскурсия в детскую библиотеку. Знакомство с разными профессиями жителей нашего посёлка. Посещение краеведческого музея. Пригласить в группу людей разных профессий. Речевое развитие. Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность. Формы работы: Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине. Пальчиковые игры: Наш посёлок. Сколько жителей у нас. Составление творческих рассказов. Чтение стихов и рассказов жителей нашего посёлка. Составление описательных рассказов о достопримечательностях посёлка Художественная деятельность. Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей. Формы работы: Рисование по теме «Мой дом», « Моя семья», « Улицы моего посёлка». Коллективная работа « Наш детский сад». Конструирование из строительного материала. Изготовление аппликации «Посёлок будущего». Выставка поделок, рисунков, фотографий. Игровая деятельность. Цель: Закрепить образные обороты речи. Формы работы: Дидактические и настольные игры: « Найди флаг». Сюжетно ролевые игры: « Библиотека», « Парикмахерская», «Магазин». Музыкально – театрализованная деятельность. Цель: Развивать творческие способности детей. Формы работы: Разучивание песни « О дружбе», «Усть-Уда» Прослушивание авторских песен о нашем посёлке. Передача образов людей разных профессий. Игра – драматизация « Все мы жители посёлка» Работа с родителями. Цель: Привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе. Формы работы: Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина» Попросить родителей посетить вместе с детьми краеведческий музей. Подобрать интересные сведения о посёлке Попросить принести фотографии детей около любимых мест в посёлка. Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего посёлка. Выполнение домашних творческих работ. 4 – этап: Анализ Обработка и оформление материалов. Оценка результатов работы всех участников проекта. 5 – этап: Презентация проекта. Итоговое мероприятие « Моя малая родина». Выставка работ по теме « Моя малая родина»
Образовательная деятельность: Познание, социализация, коммуникация: сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад» «Семья», «Кто работает в детском саду?», «День рождения», «Профессии моих родителей». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду», « Моё имя», «Моя комната». Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «У меня есть голова». Познание, коммуникация, социализация, речь и речевое развитие: составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», « Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» Сотворчество детей и родителей по теме проекта. Чтение художественной литературы, литературная речь, словесное искусство: чтение рассказов: «Моя бабушка», С.Капутикян; «Мой дедушка» Р.Газматов, «Мама» Ю.Яковлев, «О мальчиках и девочках» С.Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Е.Успенский, «Бабушкины руки» Л.Квитко, «Не мешайте мне трудится» Е.Благинина.. Художественное творчество: рисование «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад»»Мы любим трудиться». Сотворчество детей и родителей: «встреча гостей», «Мой дом». Организованная образовательная деятельность: «Состав семьи», «Работа моих родителей»; беседы: «Любимый отдых членов моей семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», экскурсии по детскому саду. Социализация, коммуникация, художественное творчество: выпуски семейных газет; создание альбомов; создание библиотеки: книги о родном крае, Москве, наборы открыток. Здоровье, физическая культура: беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Микробы и мыло», составление правил безопасного поведения на улице, в группе и дома. Физкультурный досуг «Зимние забавы» Музыка: проведение праздников «Мамин день», «День защитника Отечества», «День победы», разучивание песен о детском саде, доме, о маме. Взаимодействие с родителями: создание эмоционально-благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?». Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд. Составление альбома «Моя малая Родина Усть-Уда». Перспективный план работы по проекту «Моя малая Родина Усть-Уда». Сентябрь:
Формировать представление о родном посёлке, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного посёлка, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка.
Формировать представления детей о посёлке, в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему посёлку.
Цель: Формировать представление о родном посёлке, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного посёлка, воспитывать любовь к родному посёлку.
Формировать представление о том, что наш посёлок это маленькая частица нашей большой Родины—России, познакомить с историческим прошлым нашего посёлка.
Дать представление о Родине-России, развивать умение ориентироваться по карте, находить свою страну, свой посёлок, воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному посёлку.
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости, за свою страну Россию, продолжать знакомить с символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России, нашего посёлка.
Продолжать знакомить детей с нашей огромной страной, воспитывать любовь к нашей малой Родине, где родились, где живём.
Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставит |